Стандарты и классификация стальных тросов
10/04/2015Новости
»Стальной трос является основным видом канатов, применяемых в грузоподъемных механизмах. Он отличается высокой прочностью, которая недостижима для большинства синтетических тросов. При этом стоимость его изготовления низкая, что обусловливает его широчайшее применение. Основной параметр стального троса – предельно допустимая нагрузка на растяжение (разрушающая нагрузка). Она зависит от диаметра и материала, из которого изготовлен канат. У стального троса соотношение диаметра к полезной нагрузке – хорошее. Это позволяет уменьшить габариты грузовых барабанов лебедок и увеличить длину троса.
Трос стальной изготавливается по следующим стандартам:
• DIN 3055. Обычный стальной.
• DIN 3060. (Оцинкованный).
• DIN 3066. (С сердечником).
• DIN 3062 (Стальной круглопрядный).
Отечественные стандарты прописаны еще более подробно. Сначала трос классифицируется по назначению: грузовой и грузопассажирский (для лифтов и канатных дорог). Затем, по числу прядей:
• Одинарной свивки (одна, две или, чаще, три пряди).
• Двойной свивки (шесть прядей свиты в одни наружный слой).
• Тройной свивки (Трос свит из канатов двойной свивки).
Наиболее часто для грузоподъемных механизмов используются канаты двойной свивки. Сердечник при этом может быть синтетическим, что повышает гибкость троса. На тросы предусмотрены следующие госты:
• ГОСТ 2688-80. Зарубежные аналоги: DIN 3059, EN 12385 и ISO 2408. Канат имеет шесть прядей. Преимущественно, применяется для грузоподъемных механизмов, работающих на открытом воздухе и в помещениях. От коррозии защищается смазкой.
• ГОСТ 3067-80. (Европейский аналог DIN 3060). Оцинкованный трос из шести прядей и сердечника из такой же пряди.
• ГОСТ 3070-80. Является почти полным аналогом ГОСТ 2688-80. Навивка шести прядей выполняется на синтетический сердечник, что делает канат гибким и уменьшает минимальный радиус изгиба.
Большинство грузоподъемных механизмов работают на открытом воздухе или в условиях складского помещения. Для использования тросов на технике, которая не может храниться в ангаре, например, стационарные башенные краны, рекомендуются оцинкованные тросы. Для складской техники и мостовых кранов, эксплуатируемых под навесом, можно применять тросы без покрытия.
Для всех стальных канатов необходимо использовать смазку. Она защищает от коррозии и позволяет жилкам прядей лучше скользить друг по другу.